|
|||||
С чего все начиналось. Сегодня на дворе 2009 год. Сегодняшний КВН так же не похож на КВН почти 50-летней давности, как непохожи первые телеприемники с линзой на современные "SONY" и "РANASONIC" с плоским экраном, квадрозвуком и прочими прибамбасами. И все же. С чего все началось? 1956 год. Как гром среди ясного неба XX Съезд КПСС. Разоблачен культ личности Сталина. Еще нет "Таганки" и "Современника", еще не звучат из всех окон песни Окуджавы и Высоцкого, но в стране уже повеяло свободой. Москва становится столицей Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Юные головы уже полны счастливыми надеждами, творческими прожектами, гениальными идеями... 1957г. Сергей Муратов: На комсомольском собрании я встал и сказал: "Приближается фестиваль молодежи и студентов в Москве, а у нас на телевидении даже нет редакции, которая бы занималась программами для молодых!" Все дружно согласились, что такая редакция нужна: "Вот ты этим и займешься". Я и занялся. Так возникла редакция "Фестивальная". Именно в это время я услышал о Мише Яковлеве, инженере электролампового завода. Мне сказали, что он сочиняет фразы. Что значит "фразы"? Ну, например: "У меня перестал болеть зуб, и я спокойно слез со стены". Меня поразил этот жанр. Я решил: такой человек обязательно должен участвовать в телевизионных затеях. Альберт Аксельрод: Вообще все это затеял Сергей Муратов... Сергей Муратов: Все это придумал не я. Дело в том, что незадолго перед тем я познакомился с режиссером из Чехословакии Станиславом Страдом. Он рассказал, что ведет самую популярную в стране программу "ГГГ" -"Гадай, гадай, гадальщик". И мы придумали схожую по жанру и названию игру - "Вечер веселых вопросов". Так что славная традиция заимствовать телеидеи заложена была нами. Михаил Яковлев: Первый сценарий "ВВВ" написали мы с Андреем Донатовым весной 1957 года. Редактором был Муратов, а ведущими - популярный композитор и замечательный острослов Никита Богословский и молодая актриса Маргарита Лифанова. Отбирая для передачи номера студенческой художественной самодеятельности, мы впервые увидели тогда еще студента медицинского института Альберта Аксельрода и тогда еще студента факультета журналистики МГУ Марка Розовского. Увидели и сразу же в них влюбились. Было решено, что Богословский и Лифанова проведут только первое отделение передачи, создадут своеобразную рекламу "ВВВ". Вести второе отделение предоставили Аксельроду и Розовскому. Марк Розовский: Замысел был такой: все входные билеты разрезались зигзагом пополам и тасовались, чтобы зрители искали свою "половину". И вроде бы мы с Аликом случайно нашли друг друга. Но я свой билет от волнения потерял и схватил какой-то другой. Мы перед камерой их сдвинули - не сходится! Короче, началось с маленького кикса. Но прошло блестяще. Альберт Аксельрод: Можно сказать, что в истории телевидения произошел знаменательный факт: впервые микрофон оказался в руках не только не профессионалов, но людей, официально ни за что не отвечающих. Передача произвела фурор. Родилась первая советская викторина. Ксения Маринина: До какой степени тогда выверялось каждое слово - сейчас невозможно вообразить. Хорошо помню одного диктора, которого в момент уволили за нечаянную оговорку. Эфир был только прямой. Если бы ведущий что-то ляпнул - нам всем не сносить головы. Сергей Муратов: Это был дебют для всех. Игра шла не с командами, как позднее в КВНе, а со зрителями. Совершенно случайные люди вызывались на сцену при помощи разных трюков. Скажем, ведущий выстреливал в зал парашютиком - на кого опустится, тот выходит. Зрители впервые стали действующими лицами. И не только те, кто в зале, но и сидящие у телевизора. Михаил Яковлев: На первом эфире мы предложили: кто первый привезет три вещи: 7-й том Джека Лондона, фикус в горшке и черепаху, - тот победитель. Сергей Муратов: Не черепаху, а керосинку. Приготовили три приза, а приехало человек двадцать. Пришлось как-то выходить из положения. На этих конкурсах с приездами мы и подорвались в третьей передаче. Конкурс, из-за которого все произошло, был придуман Богословским еще во время подготовки второй программы: наградить того, кто руководствуется народной мудростью "готовь сани летом". Но приехать в тулупе, валенках и ушанке даже летом несложно. Найти самовар тоже не проблема. А мой приятель из Чехословакии предупреждал, что у них был печальный опыт с легким заданием для зрителей. И я, предвидя будущие неприятности, тут же отмел идею Никиты Владимировича. Передача прошла без этого конкурса. А дальше я, как назло, уехал из Москвы в командировку. Михаил Яковлев: Вдруг накануне эфира выясняется, что по какой-то причине сорвался центральный конкурс с приездом. И тут кто-то вспомнил о несостоявшемся замысле с шубами. Чтобы усложнить задание, мы ввели дополнительное ограничение: привезти с собой номер газеты от 31 декабря прошлого года. Но, объявляя условия конкурса, Богословский об этом ограничении забыл. Ксения Маринина: Эта злополучная передача шла на третий день моей работы программным режиссером. В моем распоряжении был резерв - художественный фильм на случай нарушения хода трансляции. За него отвечал мальчик с ключами от сейфа. Но у него в тот вечер было свидание. Подходит он с жалобным лицом и говорит: "ВВВ - передача на целый вечер. Можно мне уйти?" Я отпустила влюбленного мальчика, а он увез с собой ключи от сейфа. Марк Розовский: И тут выходит Никита Владимирович Богословский и выдает конкурс, которого, как потом говорили, в сценарии не было. Надо было приехать в шубе и валенках. А уж валенки в нашей державе... Может, один Никита Владимирович их и не носил. Михаил Яковлев: И началось... Больше всего были изумлены работники ГАИ: непонятно, почему в сентябре при теплой погоде, часов в восемь вечера в сторону Университета на Ленинских горах вдруг устремились толпы людей на велосипедах, на мотоциклах, в частных машинах, в такси, и все одеты по-зимнему! Альберт Аксельрод: А вход в высотное здание МГУ только по удостоверениям. Об этом тоже как-то не подумали, когда предлагали конкурс. И вот началось столпотворение: приехавших не пропускают, всем жарко, каждый хочет быть первым. Марк Розовский: Сначала мы очень веселились. Помню, одним из первых вбежал летчик из Норильска в унтах. Зал ему аплодировал, кричали, что надо дать премию. Но потом началось что-то несусветное. Толпа заполнила зал, ворвалась на сцену. Милиционеров у входа просто смели. Кто-то ухватился за заднюю кулису, и она сорвалась. Михаил Яковлев: Прорвались с выкриком: "Нас пригласил Богословский!!!" Когда на сцене стали появляться эти энтузиасты в шубах и валенках, со своего места вдруг встал секретарь комсомольской организации МГУ, красивый крепкий парень, и зычно провозгласил: "Комсомольцы, ко мне!" В ответ поднялась добрая половина зала, ребята ринулись на сцену восстанавливать порядок. Ксения Маринина: Смотрю на мониторы - ничего не понимаю. Вижу ужас на лице Богословского, вижу, как на сцену врываются люди с самоварами, орут, толкаются - жуткое зрелище. Я прервала трансляцию, но резервного фильма то уже не было. И весь оставшийся вечер эфир был пустым. Как при путче. Никита Богословский: Нам с Севой Ларионовым пришлось уходить через какие-то двери с другой стороны, чтобы не быть растерзанными. Из архивов ЦК КПСС: "Работники телестудии стали на путь подражания худшим приемам и нравам буржуазного телевидения... Подобный случай мог произойти только в условиях политической беспечности руководства телевидением. Партийно-политическая работа поставлена слабо, до сих пор среди работников студии не обсуждена статья Н.С.Хрущева "За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа..." Никита Богословский: Некоторое время после скандала было тревожно: посадят, не посадят... Снять то меня было неоткуда, разве что пожаловаться в Союз композиторов. Но радости, конечно, было мало... Но в общем-то я ко всему отнесся с юмором. Марк Розовский: И все-таки мы считаем, что победили в этой истории. Диссидентами мы не были. Но сколько ни говори, что передача была шутливая, развлекательная, - это был маленький глоток свежего воздуха, прорвавшегося на ТВ. Сергей Муратов: Ксения Маринина, которой ничего другого не оставалось, воспользовалась на той передаче единственной заставкой, бывшей у нее под рукой: "Перерыв по техническим причинам". Зрители решили, что это очередной розыгрыш: "Знаем мы ваши технические причины!" Долго хихикали. Но надпись все стояла. Последняя невольная шутка ВВВ. Перерыв "по техническим причинам" длился четыре года. Михаил Яковлев: За это время образовалась новая молодежная редакция с новым составом. И вот однажды Елена Гальперина, энтузиастка этой новой редакции, нам сказала: "Ребята, не сделать ли нам что-то в духе ВВВ?" Сергей Муратов: Я говорю: "Лена, ты что забыла, чем кончается этот дух?" - "Ничего, - отвечает Лена, - беру ответственность на себя". Ах, на себя?!.. И мы собрались у Миши Яковлева на проспекте Мира. Опять втроем: Алик Аксельрод, Миша и я. Тогда и родился КВН. Нам хотелось, чтобы имя новой игры было сугубо телевизионным, а КВНом называлась тогда марка тогдашних телевизоров - солидных ящиков с крохотным экраном. На фото: Отцы КВНа: М. Яковлев, А. Аксельрод, С. Муратов. Вместе с ними в студии редактор Е. Гальперина по материалам статей к книге "Мы начинаем КВН". КВН-движение Краткая справка:
Охват КВН-движения:
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИГИ КВН Когда-то на Музыкальный Фестиваль в Юрмалу приехала команда КВН Португалии. Состояла эта команда из двух человек, но выступление их получилось просто таки замечательным. Комментируя такое уникальное проявление КВНа, Президент Клуба сказал, что порой для того, чтобы играть в КВН достаточно именно двух человек. Чем не соперники? Поэтому стоит в каком-нибудь городе появиться двум командам, как уже можно говорить о соперничестве и можно играть по полной программе. Теперь уже о такой минимальной плотности КВНщиков на душу населения одного, пусть даже небольшого города, говорить не приходится. Отсюда и возникают в городах и весях КВНовские Лиги, Объединения, Федерации и т.д. и т.п. В 1993 году, когда поток команд, рвущихся на отборочный зимний Фестиваль КВН, начал достигать устрашающей величины, возникла идея помимо Высшей Лиги КВН создать еще одну центральную Лигу, в которой те, кому временно не повезло с Вышкой, смогли бы играть, приближаясь к <боевым условиям>. Лига была открыта в Воронеже, получила название <Первая> и особый статус. Суть последнего: Чемпион Первой Лиги автоматически становится участником Высшей Лиги КВН. Это правило действовало до 2004 года включительно. С 2005 года Чемпион Первой Лиги становится участником телевизионной Лиги на Первом канале (Вышка или Премьерка). ЧЕМПИОНЫ ПЕРВОЙ ЛИГИ: В этом списке есть и нынешние Чемпионы Высшей Лиги и ее финалисты. Все эти команды прошли уникальную школу КВН. Там же в свое время получили путевки в Высшую Лигу "Махачкалинские бродяги", "Новые армяне", "Харьковские менты", БГУ, "Уездный город" и многие другие. Как говорится, комментарии излишни. За эти годы Первая Лига несколько раз меняла прописку: Воронеж - Казань - Рязань - снова Казань - Тюмень - Санкт-Петербург! Долгое время ее бессменными редакторами являлись: Аркадий Дяченко (КВН ХАИ) и Андрей Яковлев (КВН "Ворошиловские стрелки"").С 2002 года, с возвращением Лиги в Казань изменился и редакторский состав: Аркадий Дяченко (КВН ХАИ) и Михаил Марфин (редактор Высшей Лиги КВН). С 2003-го по 2005-й год редакторами Первой Лиги работают: Аркадий Дяченко (КВН ХАИ), Андрей Яковлев ("Ворошиловские стрелки", Луганск). В этот период Лига базируется в Тюмени. А с 2006 года Первая Лига работает в Санкт-Петербурге! Редакторы: Михаил Гуликов ("Запорожье - Кривой Рог - транзит"), Аркадий Дяченко (ХАИ) и Тимофей Куц (Сборная Санкт-Петербурга). Время шло, КВНовская экспансия увеличивалась и Первая Лига уже не могла вместить всех желающих и достойных. А в регионах уже вовсю открывались региональные Лиги КВН. Чтобы упорядочить это движение и сократить и без того длинный путь в Большой КВН, было принято решение направить в часть этих Лиг редакторов из КВНщиков, утвержденных на эту работу Президентом Клуба, а Лигам придать статус Межрегиональных. С этого момента Межрегиональные Лиги являются структурным подразделением ТТО "АМиК". Чемпионского статуса Первой Лиги Межрегиональные не имеют, но в них команды набираются опыта перед очередным Сочинским штурмом Большого КВНа и опыт этот уже имеет практическое воплощение. В 2002 году структура Лиг несколько изменилась. Часть Лиг получила статус Центральной Лиги МС КВН, часть осталась в статусе Межрегиональной Лиги КВН. Были закрыты 2 старые лиги и открыты 2 новые. Чем же отличается статус Центральной Лиги МС КВН от статуса Межрегиональной? В Центральных Лигах обязательно работают редакторы, кандидатуры которых утвердил лично Президент МС КВН. В эти Лиги в первую очередь могут попасть команды так называемого повышенного рейтинга, определяющегося во время работы зимнего Фестиваля. Команды-чемпионы Центральных Лиг автоматически получили право участвовать сразу во втором туре фестивальных просмотров. Работа Лиг освещалась в программе "Планета КВН". В 2002-м году, помимо Высшей Лиги КВН, работали следующие Лиги КВН: ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ЛИГИ МС КВН: 1. Первая Лига КВН (Казань) МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИГИ МС КВН: 1. "Поволжская Лига КВН" (Казань) Также ТТО "АМиК" продолжило сотрудничество с Всероссийской Школьной Лигой КВН, работающей в Обнинске. В 2003-м году также произошли изменения в работе Лиг. "Уральская Лига" получила статус Центральной. По ряду причин была закрыта Центральная Украинская Лига КВН. Лига КВН "Олимп" и Евразийская Лига КВН были освобождены от статуса ТТО "АМиК". Список Лиг пополнился тремя новыми: Центральная "Премьер-Лига" (Москва), Межрегиональная Лига КВН "Балтика" (Санкт-Петербург) и Московская Студенческая Лига, являющаяся структурным подразделением "Премьер-Лиги" КВН. Кстати, Чемпион "Премьер-Лиги", так же, как и Чемпион Первой Лиги, с этого года автоматически становится участником игр Высшей Лиги следующего сезона. В 2003-м году, помимо Высшей Лиги КВН, работали следующие Лиги КВН: ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ЛИГИ МС КВН: 1. Первая Лига КВН (Казань) МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИГИ МС КВН: 1. "Поволжская Лига КВН" (Казань)2. "Приморская Лига КВН" (Владивосток) 3. Лига "КВН-Сибирь" (Новосибирск) 4. "Днепровская Лига КВН" (Днепропетровск) 5. "ИнтерЛига КВН" (Донецк) 6. Краснодарская Лига КВН (Краснодар) 7. Рязанская Лига (Рязань) 8. Лига КВН "Балтика" (Санкт-Петербург) 9. Московская Студенческая Лига 10. Всероссийская Школьная Лига КВН (Обнинск) В 2004 году произошли небольшие изменения в структуре Лиг. Вновь открыта Центральная Украинская Лига КВН, которая сменила название на Высшую Украинскую Лигу. Первая Лига переехала в Тюмень. Донецкая "Интерлига" была лишена статуса официальной, а Лига КВН "Поволжье" перешла в статус Центральной. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ЛИГИ МС КВН-2004: 1. Первая Лига КВН (Тюмень) МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИГИ МС КВН-2004: Изменения 2005 года. Высшая Украинская Лига КВН вновь получает статус "открытой". Лига "КВН-Сибирь" становится йентральной. Московская Студенческая Лига преобразовывается в Лигу Москвы и Подмосковья. Место Всероссийской Школьной Лиги КВН занимает Всероссийская Юниор-Лига. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ЛИГИ МС КВН-2005: 1. Первая Лига КВН (Тюмень) МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИГИ МС КВН-2005: С 2005 года в структуре Высшей Украинской Лиги работает также Первая Украинская Лига в Симферополе. В структуре московского КВНа открыта Лига силовых структур "Подъем!". В начале 2006 года также произошли некоторые изменения в структуре официальных Лиг МС КВН. Рязанская Лига получила статус Центральной, Лига "Азия" вернулась в статус Межрегиональной. В этом же статусе заработала новая лига во Владикавказе: Северо-Кавказская. Первая Лига переехала в Санкт-Петербург. Закрылась Лига "Балтика". После Сочинского фестиваля статус Центральной Лиги был также присвоен Краснодарской Лиге КВН. ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ЛИГИ МС КВН-2006: ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ЛИГИ МС КВН-2006: МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИГИ МС КВН-2006: Подразделения официальных лиг: В 2007ом году состав официальных Лиг МС КВН вновь притерпел некоторые изменения. В результате прошедшего в 2007 году фестиваля КиВиН в городе Сочи Телевизионные Лиги МС КВН-2007: 1. Высшая Лига (Москва, Первый канал) Центральные Лиги: 1. Первая Лига (Нижний Новгород) Межрегиональные Лиги: 1. Лига «КВН-Азия» (Красноярск) Подразделения официальных Лиг: Всероссийская Юниор-Лига (Москва). Московская Студенческая Лига (Москва) Первая Украинская Лига (Одесса) Все остальные Лиги никакого официального отношения к ТТО "АМиК" НЕ ИМЕЮТ! Набор в официальные Лиги МС КВН производится только на Сочинском Фестивале "КиВиН"! Исключение - каждая Лига имеет право взять в игры 1-2 местные команды. Центральная УРАльская лига КВН Оргкомитет: e-mail: uralkachel@mail.ru Директор: Константин Золотарёв 8 (351) 230 35 65 Редакторы: Андрей Рожков,Денис Хорошун Администратор: Наталья Давыдова 8 (351) 270-39-90 (моб.)Адрес в интернете: www.uralkvn.ru (Данные от 2008 года).
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ НЕИЗБЕЖНОСТЬ Кто правит балом Константин Золотарев моб.: 8 (351) 230 35 65 Кто взаимодействует Наталья Давыдова моб.: 8 (351) 270-39-90 Где находится Интернет-обитель www.yezd.ru Как жить дальше писать: uralkachel@mail.ru звонить: 8 (351) 270-39-90; 8 (351) 2-669-669 приезжать: г. Челябинск, ул. Российская, 67, оф. 1006 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПУС И НЫНЕШНИЙ СТАТУС Уральская лига КВН начала свою работу (в качестве межрегиональной) в 1999 году. В 2003 году на фестивале в Сочи Уральской лиге был присвоен статус Центральной. С тех самых пор в уральском юморе зародился профессионализм, а ее выходцы начали покорять следующие вершины КВН. Любая центральная лига является статусной и профессиональной для команд. Не исключением стала и любимая УРАлка (как ее ласково называют кавээнщики). В течение всего сезона с командами ведется активная работа с редакторами и оргкомитетом лиги. Команды не просто работают над погрешностями написанных текстов, они как бы переходят на новую ступень своего развития в КВНе, получая реальные прикладные навыки. Речь идет и о постижении искусства написания грамотных сценариев, об освоении принципов качественной актерской игры, и даже об овладении приемами качественной организаторской деятельности. После игр УРАлки командам становится доступна игра в других (уже телевизионных) лигах. За время существования «УРАлки», ее редакторами успели побывать: Михаил Гуликов («Запорожье - Кривой рог - Транзит») Вячеслав Дусмухаметов («УЕздный город») Андрей Рожков («Уральские пельмени») Денис Хорошун («УЕздный город», «ЛУНа») Челябинский зритель с огромным удовольствием ходит на КВН, где наблюдает, переживает и ждет новых встреч с командами всей необъятной России от Казани до Якутска и даже соседних ближайших стран. Место проведения уральских юмористических баталий - Дворец культуры железнодорожников (в народе - ДК ЖД). Многие выпускники Центральной УРАльской Лиги КВН играют/играли в Первой лиге, Премьер-Лиге и в Высшей Лиге Международного Союза КВН. А вот и некоторые из них: ИМИДЖ- И ПОСЕЩАЕМОСТЬ-MAKING ЛИГИ Каждая игра Уральской лиги активно рекламируется и освещается в местных СМИ. Анонсирование «выливается» в рекламные (перетяжки, афиши в общественном транспорте и ВУЗах города) и PR-материалы (пресс-информация для СМИ). Также материалы для СМИ выпускаются пресс-службой лиги и после самого мероприятия. Более подробное освещение хода игры возлагается на плечи редакторов, которые с радостью и уже по-полной делятся впечатлениями, откуда, кстати, самые умные команды черпают дополнительные знания (так сказать, уже на будущее). Репортажи размещаются на одних из самых посещаемых ресурсах КВН: www.amik.ru, www.yezd.ru. ЗА ВАС ОБО ВСЕМ УЖЕ ПОДУМАЛИ! Центральная УРАльская лига заботится о своих командах. Ведь она понимает, как важно отсутствие головной боли по случаю размещения непосредственно в местах горячих событий. В связи с этим, оргкомитет лиги предоставляет всем командам следующие «благоприятства»: транспорт при приезде/отъезде, бронирование гостиницы, необходимый реквизит (конечно, в рамках возможного), гримерку в зале, а также необходимую для выступления аппаратуру. Во время игры ведутся видео- и фотосъемки, а после мероприятия команды получают диски со своим выступлением. Это, кстати, особенно приятно, тем более, что профессионализм специально обученных этому делу людей и интересный материал позволяют, действительно, наслаждаться последующим семейным просмотром и даже общекомандным разбором полетов. Схема одного сезона традиционно предусматривает 4 основные игры: это Фестиваль открытия (заменил 1/8 с 2005 г.), ?, ? и финал. Но это не все. В течение года проводятся два фестиваля: «Летний Кубок» и «Снежные Буераки». «Летний Кубок УРАльской Лиги КВН» ежегодно проходит в летний период времени (июль) на открытых площадках города Челябинска. В фестивале принимают участие лучшие команды КВН Уральского региона, России, а так же дружественного ближнего зарубежья. Музыкальный фестиваль команд КВН «Снежные Буераки» проводится в декабре на следующий день после финала «УРАлки». «Снежные Буераки» - это всегда теплая атмосфера в уральскую стужу, самые достойные команды сезона, обязательные гости из Высшей Лиги МС КВН, а также компетентное и известное жюри. Судить фестиваль приглашаются знаменитые кавээнщики, актеры, спортсмены и политики. Все они встречаются во Дворце спорта «Юность» в составе ориентировочно 5000 ценителей КВН.
Информация с amik.ru
| |||||